Китайский маркетплейс Temu может попасть под блокировку в Узбекистане, если не выполнит требования по регистрации. Об этом 27 февраля заявил начальник управления электронной коммерции Национального агентства перспективных проектов (НАПП) Камронбек Мухаммадиев, сообщает Spot.
С 1 июля 2025 года в стране вступят в силу новые правила для международных онлайн-платформ. Компании должны встать на учёт в уведомительном реестре и зарегистрироваться в специальном реестре субъектов электронной коммерции. Главное требование — «приземление», то есть регистрация юридического лица-резидента в Узбекистане. Это правило действует уже с 28 декабря 2024 года согласно постановлению Кабмина (ПКМ-885).
По словам Мухаммадиева, Temu активно выходит на зарубежные рынки с агрессивной маркетинговой стратегией. В 2024 году маркетплейс потратил 4 млрд долларов на продвижение и снижение цен, а в 2025 году эти расходы могут достичь 10 млрд долларов.
Он привёл в пример ситуацию в Турции, где Temu нанес серьёзный удар по местному маркетплейсу Trendyol. В ответ власти страны заблокировали доступ к китайской платформе.
«Мы готовы обеспечивать защиту их прав и интересов легального бизнеса, готовы помочь официально выйти на рынок Узбекистана, но они должны обратиться к нам. Со стороны Temu пока такого [интереса] не было, но уже есть подвижки. Ранее мы говорили, что в случае невыполнения условий их деятельность будет пресекаться — вплоть до блокировки», — заявил Мухаммадиев.
На вопрос о возможной дате блокировки он ответил, что это может произойти «скоро». Также он уточнил, что регулятор не ведёт прямого диалога с представителями Temu, но наблюдает «небольшие движения» со стороны платформы.
Первый замдиректора НАПП Вячеслав Пак отметил, что деятельность зарубежных маркетплейсов без регистрации наносит ущерб экономике Узбекистана. Они не платят налоги и таможенные сборы, а их операции, включая перевозку и оплату, проводятся через сторонние компании. В 2024 году объём вывода валюты из страны через Temu превысил 10 млн долларов.
«Либо они регистрируются в Узбекистане и открывают здесь дочернее предприятие, либо встают на налоговый учёт и становятся плательщиками НДС», — подчеркнул Пак.
Кроме того, отсутствие локальных представительств лишает узбекистанских покупателей возможности возврата или обмена товаров в случае брака. По словам Пака, НАПП уже имеет «большой опыт» работы с подобными компаниями и намерено добиваться выполнения новых требований.